Вам приходилось слышать словосочетание "летающий танк"? Так называли и называют как современные гусеничные бронемашины, так и самолёты-штурмовики. Но в истории Красной Армии был реальный летающий танк. Мы попытались свести воедино всю информацию о нём, его создателе и "пилоте".Вам приходилось слышать словосочетание "летающий танк"? Так называли и называют как современные гусеничные бронемашины, так и самолёты-штурмовики. Но в истории Красной Армии был реальный летающий танк. Мы попытались свести воедино всю информацию о нём, его создателе и "пилоте". Фотографию машины, о которой пойдёт речь, вы, возможно, видели и не раз. К примеру, на зарубежных сайтах её частенько можно встретить в юмористических, курьёзных разделах или же в качестве "Weekly picture".
Так что же это было такое? История у летающего танка и вправду занимательная. В чём-то смешная, чем-то серьёзная.
Итак, наверняка все знают, почему одни самолёты называются Ту, а другие Як, а третьи Ан. Правильно: Туполев, Яковлев, Антонов. Именно Олег Константинович Антонов и придумал "окрылить" танк.
А начнём мы с описания бронемашины. Это был лёгкий танк Т-60. Как пишет В. Шунков в книге "Оружие Красной Армии", Т-60 был разработан в 1941 году на основе Т-40. Машина развивала скорость до 45 км/ч, преодолевала подъём до 29 градусов, ров шириной 1,7 метра и стенку высотой до 0,65 метра.
"Главным достоинством Т-60 была простота производства на автомобильных заводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов. Всего было выпущено 6045 танков Т-60, которые сыграли важную роль в сражениях начального периода Великой Отечественной войны".
Как рассказывает сайт Russian Battlefield, Антонов самолично предложил построить упрощённый буксируемый планер разового применения, в качестве фюзеляжа которого использовался бы корпус танка Т-60, а его ходовая часть — в качестве взлётно-посадочного устройства.
Машина предназначалась для переброски лёгких танков в составе десантов в тыл врага, а также для снабжения ими крупных партизанских отрядов.
"Предполагалось, что такой комбинированный планер может буксироваться четырёхмоторным тяжёлым бомбардировщиком ТБ-3 или двухмоторным ДБ-ЗФ до пункта назначения, а после расцепления производить посадку на площадку ограниченных размеров, сбрасывать крылья с хвостовым оперением и с ходу идти в бой.
Задание на подобный летательный аппарат, которому не было аналогов в истории, Олег Антонов, поддержанный начальником НТК ГБТУ генералом С. Афониным, получил в конце 1941 года. Машину спроектировали всего за две недели и к лету 1942 года построили на планерном заводе в Тюмени.
Она получила название "КТ" ("Крылья танка"), а также обозначалась индексами А-Т, АТ-1 или планер A-40.
Крылья с размахом 18 метров и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера. Длина его составляла всего 12,06 м.
Тросовое управление подвели к месту механика-водителя танка, дополнительно оборудовав его зеркалами бокового и заднего обзоров. Саму машину предельно облегчили (до массы 5800 кг), сняв вооружение, боекомплект, фары, крылья и слив почти всё топливо. Полётная масса танка-планера составила 7804 кг".
Осенью 1942 года (по другим данным — 1943-го) были проведены первые и, судя по всему, последние испытания "Крыльев танка". Этот испытательный полёт стал, как говорится, яркой страницей биографии заслуженного лётчика-испытателя СССР Сергея Николаевича Анохина.
Вот как описывает этот эксперимент в своей книге В. Шунков: "Аэропоезд в составе самолёта-буксировщика ТБ-3 (командир П. А. Еремеев) и планера "КТ" (пилот С. Н. Анохин) успешно поднялся в воздух, однако из-за большой массы и малой обтекаемости "КТ" буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч.
Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 метров. Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/сек.
Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер.
Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома".
То есть получается, что вместо Раменского летающий танк сел там, где его ну никак не могли ожидать. Дальше — самое, так скажем, забавное в этой истории: "Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома.
Не будучи предупреждённым о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полётов аэродрома по боевой тревоге поднял расчёт зенитной батареи.
Когда лётчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды Лётно-Испытательного Института (ЛИИ). Танк своим ходом доставили в посёлок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ".
В биографии лётчика-испытателя есть занятная подробность: "Охрана аэродрома приняла неизвестный летательный аппарат за немецкий, и Анохину пришлось несладко, когда он пытался доказать обратное". Ну, повезло, что в воздухе не сбили — зенитчики же.
У Russian Battlefield немного другое описание инцидента: "Ввиду большого аэродинамического сопротивления планера "КТ", ещё не имевшего обтекателей, буксировка потребовала использования максимальной мощности уже порядком изношенных двигателей старенького ТБ-3, которые стали перегреваться.
Планер пришлось в аварийном порядке отцепить. На удивление он нормально спланировал и удачно сел на кочковатом поле в районе Раменского аэродрома, вызвав панику среди зенитчиков и не предупреждённой команды батальона аэродромного обслуживания.
Сбросив крылья, Т-60 своим ходом благополучно вернулся на базу в Монино. Из-за отсутствия других подходящих для данной цели бомбардировщиков, лучшим из которых был бы Пе-8 (Петляков — прим. ред.), эта интересная работа не имела дальнейшего продолжения".
Тем не менее, испытательный полёт "показал, что идея летающего лёгкого танка целесообразна и вполне осуществима".
Выходит, что летающие танки заглохли из-за авиации? Эту версию подтверждает и В. Шунков: "Испытания показали, что для подъёма планера на требуемую высоту необходим более мощный самолёт.
Таким самолётом мог быть только стратегический бомбардировщик Пе-8, который в годы войны использовался для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина.
А воображение наших заокеанских товарищей руисует эту машину такой, как на иллюстрации к статье. Что-то вроде Су-25 плюс Т-34 (фантазия с сайта strange-mecha.com).
Таких самолётов было построено только около 80 единиц, так что рассчитывать на их использование в качестве буксировщика планера "КТ" было нереально. Поэтому дальнейшие работы по проекту были прекращены".
Между прочим, на Западе до сих пор сомневаются: отрывался ли "КТ" от земли вообще? Но мы-то с вами теперь знаем.
А авиационный научно-технический комплекс имени О. К. Антонова действует ныне за границей — в Киеве, а "одним из направлений деятельности АНТК им. Антонова является разработка наземных транспортных средств: троллейбусов, трамваев, миниметро, а также спортивных велосипедов".
квартира посуточно Краснопресненская,
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment